Бисерное ткачество

Бисерное ткачествоЗначительно реже, чем другие виды работ из бисера, встречаются картинки, выполненные в технике ткачества. Это объясняется тем, что вышивка и вязание гораздо проще, чем ткачество, и не требуют специальных приспособлений в виде ткацкого станка. Преимуществом тканых работ является отсутствие у них изнанки, поэтому к этой технике обращались, когда изделие должно было быть двухсторонним. При этом сначала на специальную раму натягивали нити основы. Далее каждый ряд узора нанизывали на нить утка и прокладывали под натянутыми нитями. При обратном ходе иглы захватывали крайнюю нить, затем иглу пропускали через каждую бисеринку, причем между ними нить утка проходила поверх нитей основы (описание этой техники содержится в книге Э. Хольм (Holm). Старинный станок для бисерного ткачества хранится в Музее искусств и ремесел в Гамбурге. Тканое изображение очень красиво выглядело на просвет, поэтому подобные картинки часто использовались в качестве экранов к подсвечникам или масляным лампам. Один такой подсвечник, на экране которого изображен пейзаж с озером, был, в частности, представлен на выставке русских светильников в Государственном Эрмитаже в 1975 году. Еще один — с изображением летящей утки — экспонировался на выставке «Русский бисер». Возможно, именно для экрана было предназначено тканое панно с копией «Мадонны в креслах» Рафаэля. Интересно сравнить эту работу с вышивкой, выполненной по тому же рисунку. Такое сравнение показывает, что тканое изображение вышло сильно искаженным. Дело в том, что при вышивке бисеринки располагаются по диагонали и каждая из них оказывается вписанной в квадратик, а при ткачестве бисеринки, несколько сплющенные в направлении отверстия, тесно прилегают друг к другу, и каждый квадратик рисунка превращается в прямоугольник. Соответственно и все изображение получается сплюснутым, как в кривом зеркале.

Н. Вольтере (Wolters) сообщает, что в конце 19 века во Франции был изобретен механический станок для бисерного ткачества. На подобных станках были изготовлены многочисленные сумочки из французского металлического бисера. Их изысканная цветовая гамма достигалась использованием сочетания стального, бронзового, посеребренного и окрашенного алюминиевого бисера. Сумочки не выходили из моды вплоть до 1930-х годов, однако оказались очень непрочными, так как металлический бисер перерезал нити основы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *