Чубуки и кисеты из бисера

Редким предметом мужского туалета являются шитые бисером подтяжки. Позднее две их половины сшили вместе, но их назначение совершенно ясно благодаря форме и характеру рисунка: в месте перегиба на плече изображенные на них собаки, олени, охотники разворачиваются на 180°, чтобы не выглядеть вышитыми вверх ногами. Щеголь первой половины 19 века мог прогуливаться с тростью в нарядном бисерном чехле. Бисерный шнурок мог заменять цепочку для часов. Позже, в середине века, такие шнурки стали обычной деталью костюма купцов и зажиточных крестьян. Они довольно часто упоминаются в мемуарной и художественной литературе того времени. Например: «Посмотрел Василий Петрович (богатый волжский купец Морковников.— Авт.) на старинные серебряные, луковицей, часы, что висели у него на перекинутой через шею голубой бисерной цепочке».

Довольно распространенными были вязанные или вышитые бисером мурмолки или ермолки. А. М. Жемчужников, посетивший в середине 19 века усадьбу Качановку, описывает ее владельца следующим образом: «Григорий Степанович (Тарновский) одет был в короткую курточку со множеством пуговиц, на которых висел кисет с табаком и трубочка в бисере и ян-тарях, на голове была бисерная ярмолка». Здесь две бисерные детали: ермолка и трубочка в бисерном чехле. Трубок с более или менее длинными чубуками в бисерных чехлах, отдельных чубуков и чехлов к ним сохранилось великое множество. И это не удивительно, потому что подставка с трубками была непременным атрибутом «романтического» кабинета первой половины 19 века. Подобную подставку можно видеть в знаменитом Нащокинском домике, являвшемся, как известно, точным воспроизведением интерьера 30-х годов. Здесь можно вспомнить и героя «Казначейши» М. Ю. Лермонтова: «К окну поспешно он садится,/Надев персидский архалук,/В устах его едва дымится/Узорный бисерный чубук...». Бисерные чубуки необычайно разнообразны и красивы: они обвиты спиральными цветочными гирляндами, разноцветными полосами, геометрическим орнаментом. Но бисером мог быть украшен не только чубук трубки. Среди бисерных вещиц довольно часто встречаются чехольчики конической формы со своеобразными лепестками по краям. С первого взгляда трудно определить их назначение, но, рассматривая внимательно портреты П. П. Коновницына (1820) работы К. К. Гампельна и картину А. Я. Волоскова «За чайным столом», убеждаемся, что такие чехольчики надевались на специальные приспособления, крепившиеся наверху трубки. Их же обнаруживаем и на акварели «Диванная в доме Юсуповых в Петербурге», на которой изображена классическая подставка с длинными трубками. К середине прошлого столетия сигары вытеснили живописные трубки с бисерными чехлами. В рассказе А. Ф. Писемского «Фанфарон» (1854) читаем: «У него, знаете, на вечерах заведено было по-модному — сигары и папиросы курить, а трубки убирались в задние комнаты». Во времена трубок не менее, чем бисерные чубуки, были распространены вышитые кисеты. Подобный кисет упоминается в романе Писемского «Тысяча душ»: дядюшка героини романа курил крепкий турецкий табак, который «носил всегда с собой в бисерном кисете. Кисет этот вышила ему Настенька и, по желанию его, изобразила на одной стороне казака, убивающего турка, а на другой — крепость Варну». По-видимому, любимый кисет был призван напоминать дядюшке об одном из эпизодов русско-турецкой воины (1828—1829), когда русские войска после длительной осады взяли крепость Варну.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *