История костюма

Во все времена дамы увлекались модами не меньше, чем мужчины охотой. Основной пик увлечения бисером приходится на 20—30-е годы 19 века, и моды этого времени в полной мере представлены на бисерных вышивках. Например, прелестная пастушка на бисерной пасторали одета по моде начала 19 века. На ней узенькое платье с высокой талией и прикрывающим декольте платочком канзу, на голове маленькая соломенная шляпка с лентами а lа Pamela, на ногах — плоские туфельки. На другой вышивке костюмы прогуливающегося в парке семейства соответствуют моде начала 20-х годов 19 века: на даме платье с длинными узкими рукавами, высокой талией и несколько укороченной юбкой, на ее супруге прямые короткие панталоны и фрак, спереди едва доходящий до талии. А рукава «gigot» («окорока» — фр.) вошедшие в моду в 1830-е годы, можно видеть на прелестных вышивках, изображающих играющих детей. Поскольку увлечение бисерным рукоделием продолжалось относительно недолго, моды на бисерных вышивках также не выходят за пределы узкого временного интервала первой трети 19 века. Тем не менее они могут служить некоторым подспорьем при датировке изделия из бисера, определяя по крайней мере наиболее раннюю дату создания рисунка.

Как видно из перечисленных выше сюжетов, не только символика, но и жанр занимал достойное место в сюжетике бисерных вышивок.

Это вполне соответствует тому направлению в искусстве 20—40-х годов 19 века, которое теперь часто называют «русским бидермейером». Действительно, для этого направления характерно стремление к эстетизации повседневного быта, но в отличие от Германии в России эстетизировалась не бюргерская, а усадебная культура.

В частности, все бесчисленные беседки, храмы, урны, колонны, которые встречаются на бисерных вышивках, воспринимались не только как символы любви, дружбы, памяти, но и как вполне реальные объекты, украшавшие в то время барские парки.

Предметом вышивки могли стать самые обыденные вещи: например, табурет, а под ним играющие с клубком ниток кошки, или жардиньерка со стоящим на ней аквариумом. Скромное представление уличного артиста тоже становится предметом чудесной бисерной композиции: перед ширмами, за которыми спрятан кукольник, пляшет и играет на некоем инструменте Пьеро; двое детишек, обнявшись, смотрят на происходящее. На крошечной сцене можно различить Петрушку с дубинкой и черта с палкой — заключительную сцену пьесы классического кукольного театра, в которой главный герой дерется с пришедшим за ним чертом. Подобная сцена упоминается в известных «Рассказах бабушки»: «...в 1802 году в Липецке на ярмарке... были балаганы и кукольная комедия, куда мы водили детей, и они этим очень утешались». Несмотря на большую популярность кукольных представлений в России 19 века, нельзя, конечно, исключить, что на вышивке изображен какой-нибудь «коллега» Петрушки — немецкий Касперль, французский Полишинель или итальянский Пульчинелла. Однако всякая неопределенность исчезает, когда мы имеем дело с типично русскими сюжетами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *