Кошельки и монетницы из бисера

Кошельки и монетницы из бисераВозвратимся, однако, к первой половине 19 века. Бисерные кошельки и монетницы были не менее популярны в то время, чем бисерные сумочки. Они могли принадлежать как даме, так и мужчине. Например, в повести А. Ф. Вельтмана (1838) дама бьется об заклад с кавалером и обещает «связать бисерный кошелек (в случае проигрыша. — Авт.)». Другой пример касается известных исторических персонажей: сестра декабриста Сергея Григорьевича Волконского, фельдмаршальша Софья Григорьевна, посетила своего брата в ссылке в Сибири. Там она пожелала увидеть великого ламу и «поднесла ему собственного изделия бисерный кошелек». На литографии Русселя «Милосердие» («Album Russe», середина 19 века) можно видеть, как дама достает монетку из монетницы в виде мешочка с двумя вязанными из бисера отделениями, соединенными нитяной сеткой с прорезью. Монеты опускались через прорезь, а закрывалась такая монетница передвижением двух надетых на нитяную сетку колечек. Схожую конструкцию имели монетницы в виде кувшинчика. У них из бисера выполняли только тулово, а горлышко, носик и ручка вязали из ниток. В качестве замка служило надетое на горлышко металлическое колечко. Но большая часть монетниц заканчивалась просто нитяной сеткой с продернутым через нее шнурком.

Кошельки с металлическими замками вошли в моду, по-видимому, в 20-е годы 19 века. Замки изготавливались из серебра, полированной стали, позолоченной, а иногда раскрашенной бронзы. В середине столетия появились никелированные замочки. Более ранние экземпляры имели характерный запор в виде кнопки и пружинки, на смену которым пришли защелкивающиеся шарики. Сегодня мы можем убедиться в том, что ассортимент кошельков был очень широк: от изысканного бело-розового кошелька с орнаментом из акантовых листьев и датой «1828» на серебряном замочке до кошелька с вышитой датой «1850», украшенного довольно примитивным вазоном с цветами. На одном из кошельков следует остановиться особо. Прежде всего обращает на себя внимание его форма — восьмиконечная звезда с элегантным Кошельки и монетницы из бисерагеометрическим орнаментом. На его серебряном замке, кроме пробы, имеются инициалы: прописные «П Л», которые позволяют датировать его 1831—1834 годами. Кошелек был подарен в 1970-х годах автору книги женой знаменитого художника Р. Р. Фалька А. В. Щекин-Кротовой и сопровождался открыткой следующего содержания: «Ангелина Васильевна Щекин-Кротова (Фальк). Кошелечек подарила мне Надежда Евсеевна Добычина, у которой была коллекция картин и всяких красивых вещей, которые она в последние годы своей жизни все разбазарила ради сына. До революции у нее был «Салон Н. Е. Добычиной» в Петербурге. Более подробные сведения может дать сын ее». Н. Е. Добычина была очень заметной фигурой в дореволюционной российской жизни: помимо организации салона, она устраивала выставки художников, активно помогала многим из них. Сведения о ней и ее портрет можно найти, в частности, в книге «Константин Андреевич Сомов. Письма, Дневники. Суждения современников». Таким образом, маленький бисерный кошелечек оказался причастным к жизни нескольких замечательных людей своего времени. Бисерные монетницы исчезли из обихода, когда в 1847 году было изобретено портмоне.

Кроме бисерной сумочки и кошелька, дама могла пользоваться и маленькой книжечкой в бисерном переплете, предназначенной для учета белья, отданного в прачечную, а также для записи расходов по хозяйству. Интересно, что подобные книжечки были изданы неким немецким изобретателем специально для России, о чем говорит текст титульного листа: «Полная роспись белью по азбуке с общей таблицею расходовъ и приходовъ на целый годъ которые аспиднымъ карандашомъ записываются на каменномъ пергамине находящемся на краю. Издание седьмое умноженное. Губерте -бургъ у Л. Пледия, 1818». Гордостью Л. Пледия является, судя по всему, способ записи с помощью «аспидного карандаша на каменном пергамине», а наше внимание привлекает прежде всего шитый бисером переплет, на котором с одной стороны находится изображение преданного друга человека — собачки, а с другой — символ процветания, рог изобилия. Ждалось найти и рисунок последнего сюжета, изданный также в Германии.

В противоположность кошелькам, вышитые бумажники были принадлежностью исключительно мужского туалета. В 18 — начале 19 века их делали из картона, обтягивая его шелком, вышитым гладью или тамбурным швом. Мода на бисерные вышивки сначала ничего не изменила в конструкции бумажников, но в 20-е годы 19 века вышитые вставки начали отдавать отделывать в переплетные мастерские, где бумажники изготавливали из тисненой кожи с кожаной или атласной подкладкой. Застегивались такие бумажники бронзовым стержнем, вставлявшимся в бронзовые же петли в виде бабочек, листочков, рогов изобилия. Встречаются также бисерные футляры для ключей. На одном из них наряду с изображением ключей находим надпись: «10 Uhr» («10 часов» — нем.). Можно предположить, что она обозначала время, когда супруг должен был возвращаться домой. Это можно сопоставить с гравюрой Л. Рихтера (1861), под которой также изображен ключ. В соответствующей подписи говорится о том, что часы пробили 10, а на самой картинке изображены бюргеры, расходящиеся домой из своего любимого кабачка. Таким образом, этот футлярчик мог быть и немецкого происхождения. Но вот упоминаемый в воспоминаниях Н. Н. Берберовой футляр для часов был сделан, вероятнее всего, в России: «Мой дед со стороны матери принадлежал к вольнолюбивому тверскому земству... С Дмитрия Львовича, отца его, Гончаров писал своего Обломова и однажды, будучи в гостях у своего героя, забыл бисерный футляр для часов, которым я в детстве играла». Кроме футляров для часов, делали и бисерные подчасники, которые располагались на стене. На них вешали, придя домой, карманные часы. Чтобы часы не соприкасались с твердой стеной, подчасники набивали ватой. А сделанный из двух половинок шитый бисером футлярчик с замшевой подкладкой и прокладкой из ваты предназначался для очков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *