Оформление выставок

Оформление выставокОформление вышитых картинок в первой половине 19 века было во многом сходно с оформлением гравюр, которые заключали в узкие деревянные или золоченые рамки с бумажным паспарту. Однако специальные рамы для вышивок заказывали реже. Возможно, они считались все-таки скорее мемориальными, чем художественными предметами. Например, рама, обрамляющая бисерную мозаику на воске 30-х годов 19 века явно сделана не в столичной мастерской. Простые деревянные рамы с неглубоким ковчегом и квадратами на углах обрамляют и две более поздние парные вышивки шерстью с подписями и датами: «К. Горозднина — 1840 г.» и «Олга Лялицкая — 1840 г.». Паспарту для вышивок, гравюр, акварелей изготовляли зачастую также из подручных материалов. Основу его — плоскую или в форме ковчега — делали из дерева. Затем ее оклеивали цветной бумагой (иногда остатками бумажных обоев), а внутренний фацет — полосками тисненой золоченой бумаги. Паспарту украшали накладками из золоченой бумаги, объединенными рисованными виньетками. Подобное паспарту могло состоять иногда и из двух ярусов. При таком типе оформления рамки не требовалось — паспарту просто склеивали со стеклом полосками ткани, темной или подобранной в тон паспарту. Поверх ткани иногда приклеивали полоски из золоченой тисненой бумаги. По-видимому, в первой половине 19 века в Петербурге и Москве появляются специальные мастерские, в которых можно было заказать рамку для акварели, а также оформить кожей с золотым тиснением или другим, более ценным, материалом вышивку для табачницы, бумажника, бювара. В романе А. Ф. Писемского «Тысяча душ» (1853—1856) есть эпизод, прямо относящийся к нашей теме: «Княжна ...подошла к отцу, поцеловала у него руку и подала ему ценную черепаховую сигарочницу, на одной стороне которой был сделан вышитый шелками по бумаге розан. Это она подарила свою работу, секретно сработанную и секретно обделанную в Москве».

В мастерских виньетки уже не наклеивали и не рисовали от руки, а пользовались специальными штампами с очень тонко проработанным рисунком. Подобные виньетки украшают паспарту, обрамляющее упоминавшуюся выше вышивку шелком. С ней прекрасно гармонирует серо-голубое паспарту с двумя оклеенными тисненой золоченой бумагой фацетами. Интересные данные по оформлению художественных произведений можно найти в справочниках «Весь Петербург» и «Вся Москва», выпускавшихся издательством Суворина ежегодно в конце 19 — начале 20 века. Из справочника «Вся Москва» (1912) узнаем, что в Москве было 5 багетных фабрик и 8 магазинов. В рекламе завода по обработке дерева А. Бигге сообщается, что завод основан в 1832 году и занимается, в частности, изготовлением багета рамочного, обойного и рам. Кроме багетных фабрик, магазинов и мастерских, оформлением графики, фотографий, женских рукоделий занимались и переплетные мастерские. В Петербурге в 1895 году и в Москве в 1912 году их насчитывается около 100. В рекламе одной из них есть сведения и о дамских рукоделиях: «Гринберг», П. Е. Иванчиков, фирма существует с 1865 г. Переплетно-футлярная мастерская и писчебумажный магазин. Исполнение изящных переплетов, папок для адресов, бюваров, портфелей, альбомов и всевозможных рам... Футляры для всевозможных предметов, отделка дамских рукоделий...». Возможно, в одной из этих мастерских в эпоху увлечения историзмом была заказана совершенно нестандартная рама, стилизованная в духе Ренессанса, для бисерной «Мадонны в креслах».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *