Оклады икон

Оклады иконВ православной традиции большое место занимали не столько вышитые изображения, сколько богато расшитые оклады к иконам, писанным на досках. Украшать оклады вышивкой начали еще в 18 веке и продолжали эту традицию вплоть до революции. Для этого почти всегда использовали смешанную технику: жемчуг, бисер, стеклярус, фольгу, имитации драгоценных камней и др. Отличительной особенностью более ранних работ является использование большого количества стекляруса в основном перламутровых, светло-коричневых, зеленоватых тонов. Обращает на себя внимание его неравномерная форма и окраска, свидетельствующие о несовершенстве технологии того времени. В первой половине 19 века на смену стеклярусу пришел мелкий бисер, и стилистика окладов приблизилась к светской вышивке того же времени. Позднее стали использовать крупный круглый разноцветный бисер, которым вышивали в прикреп по картону с наклеенной на него фольгой. Кроме окладов, бисером украшали митры, воздухи, пелены, покровцы, поручи и т. п. Вышивали изображения святых, кресты и, конечно, цветочные полосы, гирлянды, букеты. Например, вышивкой бисером занимались в женском Богоявленском монастыре в Угличе, откуда происходят многие шитые оклады для икон, хранящихся в ярославских музеях. Такие вышивки часто выполнялись и как дар церкви или монастырю. Так, Сергей Волконский в своих воспоминаниях сообщает: «В Троицкой церкви в Иркутске есть полоса для аналоя, вышитая Марией Николаевной (Волконской, женой декабриста. — Авт.)». Выше уже был описан великолепный пояс священника, вышитый мелким бисером приблизительно в 40—50-е годы 19 века. Еще одним образцом бисерных работ, использовавшихся в церковном обиходе, является чехол на так называемую «тощую» свечу, украшенный прекрасным цветочным орнаментом Бисером обвязывали также пасхальные яйца, декор которых содержал большей частью крест, цветы и надпись «Христос воскресе». В старообрядческих скитах изготавливали четки-лестовки, представлявшие собой гофрированную бисерную полоску. Концы ее соединяли и к месту соединения прикрепляли два вставленных друг в друга треугольника, шитых бисером, канителью или блестками по холсту либо по коже. Подобные лестовки служили своего рода сувенирами или подарками «благодетелям». «Да, надо благодарить учителя, беспременно надо, — говорила Манефа (настоятельница монастыря. — Авт.). — Ты бы вот, Фленушка, бисерную лестовку вынизала Василью-то Борисычу...».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *