«Шахматная» композиция

Все перечисленные выше сюжеты объединялись порой в одну, так называемую «шахматную», композицию. Примером может служить бисерная вышивка, составленная из отдельных квадратиков, на которых без всякой системы изображены мопс, белка, майский жук, пейзажи, отдельные фигуры из известных сюжетов и др. Все это окружено цветочной каймой с бабочками по углам. Интересно, что эта вышивка была, по всей видимости, реставрирована в конце 19 века: удалены 7 из 16 квадратов, изменена их нумерация, соответственно укорочена цветочная кайма, заменена одна из бабочек. Вероятно, эта вышивка так же, как аналогичная композиция, приведенная в книге В. Дудоревой, служила диванной подушкой и сильно пострадала от долгого употребления. По этому же принципу составлен узор шитого шерстью ковра, украшающего одну из комнат дворца-музея в Павловске. Иногда рукодельницы обходились без разделения рисунка на квадраты. Например, на выставке «Русская народная вышивка» (1985) в Музее народного искусства экспонировался кошелечек, на котором в художественном беспорядке были размещены: корона, птичка, сапог, труба, флажок и др. В 18—19 веках подобные композиции из разнородных предметов, называвшиеся «Quodlibet» («кводлибет», то есть «что угодно» — лат.), вообще были очень распространены. Они встречаются и в фарфоре, и в рисунке, и в живописи. Их оформление в вышивке в виде «шахматного» узора не имеет аналогов в других видах прикладного искусства, и В. Дудорева считает подобные вышивки восходящими к древнерусской традиции. В то же время они имеют много общего и с образцами, использовавшимися на Западе для обучения вышиванию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *