Шитые обои и подушки из бисера

Шитые обои и подушки из бисераМного вышивок располагалось и на стенах комнат: вышитые картины, ковры, даже шитые обои. Такие обои были, в частности, в одной из комнат в доме Г. Р. Державина: «По последнему слову моды стены были покрыты соломенными обоями: по соломенной плетенке шелками и шерстью вышивались узоры из цветов, фруктов, листьев, а для больших простенков целые виды и сцены. Вышивала сама Пленира (Екатерина Яковлевна, 1762—1793, первая жена поэта. — Авт.), жена Львова ей помогала». По-видимому, вышитые обои не были очень большой редкостью, о чем свидетельствует забавный эпизод из романа середины 19 века. Это диалог между купцом и купчихой, купившими дом у разорившегося помещика: «Щекатурка! Тут не щекатурка, а обои, смотри-ко-сь, тканье али вязанье, кто их знает?» — «Ох ты! знает толк! Это шитье по канве». — «Ааа! вот вишь ты; бывают же такие случаи, что и бабий ум пригоден. По канве шитые чай, ведь дорого взяли вышить во всю стену-то? Чай, ста по два за стену?» — «И уж! Как дашь свою шерсть, так рублей за двадцать за пять швея сработает. Чай, видал ты в лавке у Трофима Кирилловича подушки шитые? Из его шерсти берут по два с полтиной; а работа-то не такая, а мелкая».

Здесь купчиха, по-видимому, несколько преуменьшает стоимость работы, но относительно первой половины 19 века ручная вышивка явно подешевела. Упоминаемые ею вышитые подушки являлись обязательной частью любого интерьера. Они располагались на диванах, канапе, «рекамье» и в гостиной, и в кабинете хозяина дома. Так, в одном из романов М. Н. Загоскина находим: «...пред ним на диване, покрытом богатой турецкой матернею, сидела княгиня Радугина, облокотясь на вышитую по канве подушку, украшенную изображением Азора, любимой ее моськи, которая по своему отвратительному безобразию могла называться совершенством в своем роде». В записках А. П. Хвостовой упоминается курьезный случай с еще одной вышитой подушкой, произошедший в царствование Павла I. Одна «богатая московская купчиха поднесла императору Павлу подушку, шитую по канве с изображением овцы, и к ней приложила следующие стихи: «Верноподданых отцу/ Подношу сию овцу/ Для тех ради причин,/ Чтоб дал он мужу чин». Государь отвечал: «Я верноподданных отец,/ Но нету чина для овец». В 30-е годы 19 века вышитые подушки стали обязательным компонентом модного «романтического» кабинета, украшенного коврами, пистолетами, рыцарскими доспехами и др. Приблизительно к этому времени относится упоминавшаяся выше «шахматная» вышивка, служившая, вероятнее всего, диванной подушкой. Об уникальном мастерстве своей матушки вспоминает внучка знаменитого художника Ф. Толстого: «А как она вышивала (М. Ф. Каменская. — Лет), это было загляденье.

Раз она вышила дедушке Константину Петровичу подушку: на небесно-голубом фоне две большие ветки сирени, белой и лиловой; на одной из них гнездышко и две колибри. Не знаю, как она умудрялась это делать, но птички ее отливали и красным, и синим, и зеленым. И все это из головы, свое, без всякого подражанья!».

Вышитые подушки упоминаются и в воспоминаниях о Гоголе его сестер: «Брат заставлял нас каждый день делать переводы и вышивать; мы вышивали для него подушки, до которых он был большой охотник». Позднее появились подушки, шитые крупным бисером и шерстью по канве. Часто их украшали изображением пейзажей, собак, античных фигур в цветочном обрамлении на характерном ярко-синем фоне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *