Шкатулки и предметы для рукоделия

Шкатулки и предметы для рукоделияШкатулки, украшенные бисерными вышивками, встречаются довольно часто. Иногда это простые коробки, привезенные в качестве сувенира из заграничных поездок. На них изображены типичные итальянские сценки или швейцарские ландшафты. Однако встречаются и более интересные экземпляры: маленький настольный кабинетец 40-х годов 19 века, украшенный вышивкой по бумажной канве, изображающей девочку с мотыльком, привязанным на нитке, или шкатулки со вставками, вышитыми семенами. Порой на вышитых вставках четко обозначалось назначение шкатулки: так, две перчатки в орнаменте из цветов не оставляют сомнений в том, что шкатулка предназначалась для хранения перчаток. Дополнением к подобной шкатулке может служить датированный 1842 годом изящный чехольчик для перчаточной «распялки». Но чаще всего вышитыми вставками украшались шкатулки для рукоделия. Внутри таких шкатулок находился целый мир миниатюрных предметов: вышитые и вязаные бисерные подушечки для иголок, обвязанные бисером наперстки, игольники, чехлы на ручки вязальных крючков и т. п. Время от времени встречается и описанная В. Дудоревой «круглая косточка из куриного горлышка, которая сплошь затягивалась бисерным вязаньем». Использовалась такая косточка как основа для наматывания клубков. Удобству рукодельницы служило и «маленькое зеркало в оправе красного дерева, с вышивкой на обратной стороне, стоящее на столике у окна (и позволяющее. — Авт.) сидящему в кресле у столика, не оборачиваясь, видеть входящих в будуар». Одна из шкатулок для рукоделия, виденная в детстве, запомнилась на всю жизнь первой российской женщине-этнографу В. Н. Харузиной: «И какая поэзия была для маленьких детей того времени рабочая коробка, например. Как приятно было разбираться в ней и находить или устанавливать в порядке такие милые и красивые предметы, как вышитая бисером или нарисованная от руки книжка для иголок, катушки с нитками разных цветов, хорошенький наперсток, гладкий, блестящий кабаний клык, который сглаживал швы, вощяной шарик, на котором вощили нитку, наконец, гусиную шейку с положенными внутри горошинами и обшитую шелковой материей. Право, все это казалось таким привлекательным». Воспоминания Харузиной относятся к 70-м годам 19 века, когда «бисерные работы выходили из моды», но ее тетя — большая рукодельница, «прекрасно шила и вязала бисером». Кем же были те мастерицы, которые создали все то изобилие разнообразнейших вышивок, которое украшало быт наших предков и до сих пор радует нас в музеях и коллекциях?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *