Занавески, ковры с бисером

Занавески, ковры с бисеромВышитые занавески и драпировки являлись обязательным предметом интерьера в течение очень долгого времени. Естественно, что они не вышли из моды и в конце 18 — первой половине 19 века. В частности, в воспоминаниях дочери известного художника Ф. Толстого Е. Ф. Юнге читаем: «Когда отец жил со своей первой семьей в так называвшемся у них «Розовом доме», принадлежавшем Академии, вся квартира была отделана в греческом вкусе... между колоннами на некоторой высоте были золоченые жерди, с которых спускались движущиеся на кольцах бледные розовато-лиловые драпировки, вышитые Анной Федоровной, ее сестрами и тетей Надей». В Музее-усадьбе Мураново экспонируются занавески, вышитые второй женой Тютчева Эрнестиной Федоровной. Вышивание ковров также занимало многих любительниц рукоделия. В своей книге о П. Я. Чаадаеве М. О. Гершензон пишет о том, что тетушка писателя, престарелая княжна А. М. Щербатова, «целые дни сидит... за пяльцами у окна, вышивая то «мамелюка» для Михаила Яковлевича, то ковер к именинам для Петра». Процесс изготовления вышитого ковра подробно описан в воспоминаниях Е. А. Сабанеевой, относящихся к концу 20-х годов 19 века: «Княжны (Оболенские. — Авт.) придумали вышивать ковер ввиду того, что молодые, князь Николай (их брат. — Авт.) с женой, будут непременно с визитом у князя-отца в Рождествене. Этот ковер их работы будет подарком молодой княгине. Из кладовой принесли пяльцы, канва легла упругой ровной тканью на их рамке. Князь одобрил намерение приветить подарком молодую невестку, вмешивался в выбор узора, ссорился, шутя, с дочерьми насчет каких-то незабудок на узоре, которые хотел заменить маком». Помимо самой идеи собственноручно вышить в подарок ковер, обращает на себя внимание и достаточно вольное обращение с его узором. Однако далеко не все так благожелательно относились к вышиванию ковров. Для того чтобы подчеркнуть скаредность мужа одной из героинь своего романа, А. Ф. Вельтман приводит следующий эпизод: «Займется ли (жена. — Авт.) шитьем по канве: «Что здесь, фабрика, что ли-с, наставили своих пяльцев!» «Где ж мне сесть шить?» «Да это глупое дело вышивать ваши ковры, тратить только деньги на шерсть-с, по четырнадцать рублей фунт, да фунтов двадцать; а что выйдет? попона!». Деньги тратились не только на ковры, но и на вышивание сонеток. Вот что пишет об этом законодатель мод того времени журнал «Московский телеграф». В номере за 1829 год можно прочесть: «Дамы вышивают на длинной узкой полосе канвы цветы, особливо розы, и такие полосы служат шнурками для звонков...». Парадные комнаты в то время были высокими, и сонетки вышивали, разумеется, не на всю высоту комнаты: как правило, длина вышитой части не превышала 1,5 метра, а остальное дополняли полосой кожи или полотна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *