Значение вышивки на Руси

Значение вышивки на РусиОсновным материалом являлся холст, который был изготовлен изо льна или поскони, прочным по крепости и выработанный из мужских стеблей конопли. Из поскони как правило изготавливали рабочую одежду, а для праздничных тонкое отбеленное полотно. Холст имел сетчатую фактуру, позволяющую вышивать узор без канвы, при счете нитей. Самый древний шов – двусторонний, благодаря которому узоры получались одинаковые с двух сторон изделия. Чаще всего применяли льняные нитки, которые были окрашены в красный цвет. Нитки чаще всего брали льняные, окрашенные в красный цвет. Красные узоры, которые были выполнены при помощи двусторонних швов на белом холсте, являются древнейшими в технике вышивки. В период начала ХIХ века стали появляться различные расцветки. В работе мастерицы применяли шелка, золотую нить, разноцветную шерсть, которая называлась гарусом. А вместо холста применяли ярко-красный фабричный кумач. В период середины XIX века, для мастериц стал применяться новый шов , который назывался петельчатый, по-другому тамбурный. При повторении петелек, на кумаче вырисовывались раскидистые деревья, птицы – «курушки», фигуры людей. Для этого не требовалось высчитывать нити для повтора точного узора, а вышивка была свободной, напоминающая рисунок цветными карандашами.

Главным элементом костюма являлась рубаха. С помощью вышивки ее плечевую часть, «оплечья», выступающие из-под сарафана, воротник, подол, иногда и полностью рукав. Для рубах, предназначенные для покоса и жатвы, узор находился на подоле в виде широкой полосы. Благодаря вышитому узорочью украшали сарафаны и полушубки, рубашки для детей и мужчин, рукавицы, перчатки, а также обувь. Главным предметом в народной жизни считалось полотенце. Оно служило не только для вытирания. Полотенце являлось традиционным подарком невесты для жениха, применялось как главное убранство для крестьянского дома. Полотенцем украшали повозку с молодыми, для того, чтобы все понимали, что это свадьба, то есть большой праздник. Полотенцем перевязывали или перепоясывали свадебных дружков.

Изобразительные мотивы были известны в большинстве на русском севере и северо-западе – в Новогородчине и Вологодчине, в прошлых Олонецкой и Архангельской губерниях. Южнее Москвы были более популярны геометрические узоры. Так называли ромбы, которые были перекрещены в виде косых крестов, завитковые по углам ромбы, прямые и косые кресты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *